Семь адвокатских «гремлинов» ЮрЭтюд

Принято считать, что адвокаты все как один люди прожженные и циничные, и клейма на них негде ставить (именно это, по мнению многих, объединяет их с риэлторами и прочими консультантами). Но я бы не стал чесать всех под одну гребенку и разделил бы наше сословие на три неравные группы.

Первых можно описать фразой «мышка кололась, плакала, но продолжала жрать кактус". Они мучаются оттого, что не могут достичь личных и клиентских целей без внутреннего конфликта со своими ценностями. Дело в том, что в детстве они читали правильные книжки и выросли хорошими людьми, которые теперь, как им кажется, вынуждены совершать плохие поступки.

А выхода здесь два. Перейти во вторую группу к циничным, озлобленным и несчастным «ремесленникам», которые, по сути, позорят и порочат профессию. Либо дорасти до мастеров своего дела, сумевших интегрировать собственные «тени» и приручить персональных драконов, – и тем самым присоединиться в третьей группе.

И чтобы окончательно покончить с иллюзиями про то, что адвокаты – публика сплошь холодная и бесчувственная, приведу тут семь отобранных мною «мороков», которые очень часто их дурачат и мучают. Конечно, явно этого не звучит. И, само собой, речь идет в основном о тех, кто пока еще «колется и плачет». Но таких большинство, по моим оценкам. Не самое успешное большинство.

Итак, знакомьтесь: семь адвокатских «гремлинов».

1. Я не могу отказать клиенту и не могу его бросить. Мне его жалко, хочется помочь ему, а лучше – спасти.

Правда, для этого нужно потратить 100-500 часов своего времени, а платить клиент не готов. Ну нет у него таких денег, хоть дело его и стоит именно столько. И все-таки бросить его стыдно, съест чувство вины. Он ведь и так жертва, причем обстоятельств.

Что ж, придется работать, не получая адекватного вознаграждения. За счет семьи, здоровья и других клиентов.

2. Я не могу позволить себе проиграть это дело. Я породил определенные ожидания у клиента и не могу их не оправдать.

Он все поставил на кон. Проигрыш его раздавит. И меня вместе с ним.

Будет возврат потраченного, но не отработанного гонорара. И клиент больше не обратится, и других дел не будет. А он крупный заказчик для меня.

Либо он предъявит мне претензии и призовет к ответственности. Финансово и репутационно это будет полнейший крах.

От всего этого я так сильно переживаю, что почти перестал спать. Я дергаю людей, вовлеченных в этот проект вместе со мной, и иногда «передавливаю». Отношения портятся. Я частично теряю способность заниматься другими делами и проектами.

Проигрыш этого дела для меня «маленькая смерть». И я боюсь ее. Меня «кроет».

3. Мне хочется сделать клиента счастливым. Достичь для него максимального результата, удивить его, сделать ему хорошо.

Не беспокоить его и не доставлять ему неприятностей. Поэтому я называю ему условия работы, которые его радуют.

Но на этих условиях достаточно трудно достичь нужного результата. И, конечно, мне все равно придется расстроить его в самом конце, когда результата не наступит.

4. Я хочу быть для клиента хорошим. Чтобы он был мною доволен.

Я боюсь его расстроить и разочаровать, обмануть его ожидания. Хочу, чтобы он оценил мою исключительность, мой ум, мою порядочность, мою приверженность его интересам.

Обидно, что он, как правило, этого не ценит. И относится к моим жертвам как к тому, что само собой разумеется.

5. Я боюсь, что клиент узнает правду обо мне. О моем моральном или этическом, профессиональном несовершенстве.

Давая ему обещания, я немного завышаю его ожидания. И хотя иногда я даже делаю все, что могу, результат все равно может не наступить.

И я не могу избавиться от ощущения, что другие специалисты на рынке могли достичь для него желаемого.

А я не смог. И, кроме того, я делаю вещи, которые не так просто объяснить клиенту.

6. Я боюсь, что клиент обвинит меня в том, на что я не могу повлиять.

И мне придется нести ответственность за проигрыш дела.

7. Я не верю в ценность того, что предлагаю.

Признаться, я бы и сам не стал покупать у себя эту услугу на таких условиях. Я не могу ничего гарантировать. Не могу сделать это дешевле, лучше или быстрее.

Но я берусь за эту работу на этих условиях. И мне кажется, что я изначально себя повел нечестно с клиентом.

Я мучаюсь.

 

В итоге клиент оказывается главным врагом адвоката. Последний вынужден работать на опережение и заранее «защищаться» от возможных негативных переживаний, будущих претензий и вероятного наступления обязательств. Добавьте к этому разочарование в себе, когда ты прав по закону, но не прав по суду, и разочарование в системе, когда правильные методы не работают, а работают неправильные. Плюс клиент несколько раз «наедет», обманет, обесценит. И вот уже готов циник, хапуга и бесчестный человек. А потом в кино скажут: «Мы все здесь люди чести, нам не надо давать друг другу гарантий, как будто мы юристы» (Марио Пьюзо).

Комментарии

* — Отмеченные поля заполняются обязательно